- 27 декабря 2022
Расстановка интересов: школа, спорт, личные отношения и друзья. Интервью с психологом Академии на KHL.ru
В рубрике «Карьера» KHL.ru продолжает беседы с психологом.
Как соблюсти баланс у ребёнка между детством и спортом, когда его таскают по десяти подкаткам, и у многих просто нет элементарного детства? Как мотивировать ребёнка? Чем ему лучше занять свободное время? Что делать, если он хочет оставить хоккей? Как сочетать спорт с учёбой? Подробные ответы на эти вопросы даёт руководитель отдела психологического сопровождения Хоккейной Академии «Авангард» Наталья Павлова — кандидат биологических наук, автор более ста научных публикаций, работающая со спортсменами уже 20 с лишним лет.
Если каждый из нас вспомнит своё детство, то оно будет абсолютно разным. Одинаковое, идеальное детство — это иллюзия с оговоркой о том, что помимо занятий было бы здорово, чтобы у ребёнка имелось время для игры, строительства домика из стульев и пледа, бега по лужам, разбитых коленок, рисования, лучших друзей и многого другого, о чём, взрослея, он будет вспоминать с приятной ностальгией, лёгкостью и беззаботностью.
Время у пятилетнего ребенка течёт не так, как у его родителей. Пространство организовано тоже по-другому, поэтому насыщенная программа дополнительных занятий, при которой приём пищи и дневной сон происходят в автомобиле родителей — во время следования с одной тренировки на другую — похожа на расписание топ-менеджера в период сдачи проекта. Единицы выдерживают такой ритм. Многие и вовсе отказываются участвовать в этой гонке и теряют интерес к хоккею.
Да, индивидуальные дополнительные занятия полезны, на них в большей степени уделяется внимание индивидуальным особенностям ребёнка. Но всё чаще история с подкатками ассоциируется с фразой «девять женщин не могут родить ребёнка за один месяц». Мы как родители именно это и делаем, когда пытаемся одномоментно вложить в пятилетнего малыша весь современный арсенал хоккейной подготовки. Ну и с точки зрения спортивной психологии и физиологии — чрезмерные по суммарному объёму тренировки при недостаточном восстановлении просто «не заходят», а вот полноценная прогулка вместо очередной подкатки принесёт гораздо больше пользы. Ребёнок разгрузится и эмоционально, и физически.
Одно из самых ценных в жизни любого человека — это свободное время, в которое можно, например, созерцать облака и мечтать о чём-нибудь, строить планы. А в режиме нон-стоп этому просто нет места. Ребёнок пресыщается хоккеем, ещё не успев насладиться этой искрометной игрой по-настоящему.
— С какого возраста ребёнок должен понимать, что спорт — это не просто физкультура и времяпрепровождение, а уже его профессия?
— С точки зрения юриспруденции отправной точкой начала профессиональной спортивной карьеры может быть подписание первого профессионального контракта, но если говорить о зрелом осознанном выборе, то он наступает в среднем к 18–21 годам. Даже на уровне молодёжных команд улавливается инерционность, некоторая привычка заниматься хоккеем, а вопросы: «А что для тебя хоккей?», «Что тебе больше всего нравится в хоккее?» приводят спортсменов к замешательству. Когда ребёнок, впервые надев хоккейные коньки, коснувшись льда и поймав всем телом ощущение «это моё!», и когда, при ежедневных тренировках каждая клеточка его тела отзывается на прохладу ледовой площадки, на звук залетающей под перекладину шайбы, он не всегда думает, что это удовольствие может стать его профессией. В детском возрасте, скорее, важно отношение ребёнка к тому делу, которым он занимается. Такие простые вещи как режим сна и питания, дисциплина в быту и в раздевалке, взаимоотношения с тренером и партнёрами, формируемые в детстве, становятся критериями профессионализма в дальнейшем, поэтому так важно уделять этому должное внимание.
— Как мотивировать ребёнка на занятия спортом?
— Очень часто наблюдаю за юными хоккеистами, которые после трёх часов тренировок и пяти уроков в школе с огромным желанием гоняют мяч с друзьями на улице. Откуда у них столько сил и энергии? На мой взгляд, так и выглядит желание заниматься спортом, несмотря на все трудности и загруженность. Если родители видят, что у ребёнка есть интерес к занятиям, важно его поддерживать, внимательно прислушиваться к тому, что он говорит. И если ребёнок говорит, что не хочет идти на тренировку, необходимо выяснить причину. Ведь это может быть усталость, недомогание или недопонимание с тренером, а не отсутствие желания тренироваться. Ожидания родителей, что хоккеист с пяти лет сам будет вставать утром на тренировки и выполнять все домашние занятия на лето, иллюзорны. Ребёнок не в состоянии это сделать в силу возраста. Родители, которые с удовольствием занимаются спортом — лучшая мотивация и пример для подражания.
— Что делать если появляется желание бросить спорт, особенно после травм — как справляться с ними?
— Первое, что необходимо сделать, это разобраться в причинах. У ребёнка на определенном этапе спортивного совершенствования может появиться желание уйти из хоккея, например, потому что у него не ладятся отношения с партнёрами, затянулась неудачная серия или растёт недопонимание с тренером. Хоккеист может длительное время находиться в психоэмоциональном напряжении и ничего не говорить родителям. И если ситуация не меняется, единственный выход, который видит ребёнок — уйти оттуда, где он не успешен. Через много лет такие дети вспоминают занятия хоккеем с теплом и болью. В этом случае преодолеть трудности юному спортсмену поможет внимание со стороны тренера или обращение к психологу.
Иногда ребёнок решает закончить с хоккеем, потому что у него появляется интерес к другому виду спорта или, например, к занятиям музыкой — и хоккей уже не привлекает его настолько, чтобы быть смыслом его жизни.
Травмы — ещё одна причина, по которой дети начинают говорить о желании прекратить занятия спортом. Во-первых, у ребёнка может появиться страх снова получить травму и испытать похожие болевые ощущения. Во-вторых, страх, что время уже упущено и невозможно догнать сверстников в тренировочном процессе. С первой причиной лучше обратиться за помощью к психологу, и сделать это нужно при первых признаках страха получения травмы. Обычно дети становятся менее активными на площадке, стараются избегать контактной борьбы. Чем раньше начнётся работа по коррекции, тем более эффективной она будет, и тем легче хоккеисту будет вернуться в строй. Во втором случае поможет правильная реабилитация при дозированном введении тренировочных нагрузок. Кроме того, поможет чётко составленный план тренировок. Обычно в таких случаях желание бросить спорт меняется на желание быть здоровым.
— Если заниматься хоккеем ради физкультуры, что он даст ребёнку?
— Проще перечислить, что хоккей не развивает. Все soft skills, которые сейчас так востребованы в повседневной жизни, можно прокачать, занимаясь хоккеем. Без навыков вербальной или невербальной коммуникации сложно представить современного хоккеиста — попросить шайбу, обозначиться на площадке, предупредить партнёра, показать определённым знаком, куда отдать шайбу после вбрасывания — это же целая наука, которую можно с успехом внедрять в любой сфере. Прийти вовремя на тренировку, вовремя смениться на игре формирует у юного спортсмена дисциплину; принятие нестандартных решений на площадке раскачивает креативные навыки, а отслеживание статистики — умение работать с информацией. Хоккей — один из видов спорта, который педиатры рекомендуют для оздоровления часто болеющих детей, да и разносторонняя физическая подготовка точно не будет лишней ни одному ребёнку.
— Работа с детьми вне соревновательного процесса: дополнительные секции, или наоборот лучше что-то творческое?
— Приобретение двигательного опыта в новом виде спорта или освоение навыков живописи разнообразит кругозор ребёнка, раскрасит его новыми впечатлениями. В этом выборе нет точной рекомендации. Любое переключение на новый вид деятельности будет познавательно и позволит ребёнку эмоционально перезагрузиться: танцы и музыка отлично формируют чувство ритма, занятия плаванием — развивают аэробные возможности организма, дают симметричную нагрузку на правую и левую сторону тела, что важно при ассиметричной нагрузке в хоккее, вода также прекрасный помощник для снятия психоэмоционального напряжения, робототехника развивает воображение, творческое мышление, мелкую моторику, умение конструировать и идти поэтапно к готовому продукту. Интересно, что ребёнок, пробуя заниматься другими видами спорта, начинает любить хоккей сильнее прежнего. Он начинает всем телом ощущать — его это или нет. И это тоже один из инструментов мотивации!
— Проблема наличия времени для полноценного образования, отсюда вытекающий вопрос о детях «без будущего» — когда они вылетают из спорта.
— Ребёнок в состоянии освоить программу средней общеобразовательной школы при условии, что он ежедневно будет уделять время учёбе и будет делать все уроки сам, а не мама или папа. Спортсмены обладают необходимым уровнем когнитивных способностей для обучения в школе, поэтому закончить девять классов на «4» и «5» вполне реально. На этапе МХЛ календарь матчей, конечно, вносит свои нюансы в успеваемость хоккеистов, но это не означает, что нужно перестать учиться совсем. Именно отказ от учёбы в старших классах приводит к тому, что ребята не в состоянии поступить ни в одно высшее учебное заведение после 11 класса. Есть простые правила, чтобы учёба не превратилась в кошмарный сон или не была заброшена в дальний угол сознания. Первое: выполнять задания ежедневно. Даже если спортсмен на выезде, всегда можно найти время, чтобы прочитать литературу или историю. Второе: если предстоят выезды на турниры, то лучше заранее взять индивидуальные задания по основным предметам и до отъезда отработать пропущенные уроки. Тогда не будет навалившейся кучи долгов на несчастную голову хоккеиста после возвращения с соревнований. Третье: в случае затруднений по какому-то из предметов лучше сразу проработать эту тему с родителями или педагогами, а не ждать, что «пронесёт» на итоговой аттестации. Четвёртое: учиться интересно! Если рассмотреть школьную программу, то в ней много познавательного и развивающего, но для этого у спортсмена должен быть собственный интерес — например, узнать малоизвестные факты о других странах или решить сложную задачку неординарным способом, ведь школа учит познавать мир!