- 05 декабря 2024
Татьяна Чаповская: «Мы будем делать всё, что в наших силах, чтобы наши ребята становились чемпионами во всех сферах жизни»
С момента своего основания Хоккейная Академия «Авангард» делает ставку на всестороннее развитие юных хоккеистов. Ключевую роль здесь играет учебно-воспитательный отдел, который успешно функционирует уже пять лет и внедряет по-настоящему революционные идеи. Руководитель отдела Татьяна Чаповская рассказала, с чего всё начиналось и чего удалось добиться за прошедшее время.
— Недавно мы отметили 5-летний юбилей Академии. С момента запуска здесь работает учебно-воспитательный отдел. Как он изменился за эти годы?
— В 2019 году, когда Академия только открывалась, мы подбирали кадры, которые смогут работать в плотном режиме, воспитывая хоккеистов из разных городов, с разными учебными возможностями. Нам не на кого было равняться, такого опыта не было ни в одном регионе, и мы сами с нуля составляли, как мозаику, ту картину, которую видим сегодня. В начале в отделе было четыре тьютора, но мы прекрасно осознавали, что одними тьюторами-педагогами невозможно охватить и выполнить те задачи, которые перед нами стояли. Пришли к пониманию, что для каждой команды должен быть свой куратор, тогда мы сможем полноценно взаимодействовать с родителями и с детьми. А для того, чтобы полноценно реализовывать программу дополнительного образования, необходимы специалисты по узкому направлению. Поэтому сейчас у нас в штате пять тьюторов и еще три педагога-менеджера, каждый из которых отвечает за определенный профиль по программе допобразования. Родители отдают нам самое ценное — своего ребенка, поэтому мы стараемся найти тот уникальный рецепт, который поможет вырастить не просто спортсмена, но и хорошего и успешного человека. На сегодня наш отдел — это команда профессионалов, которые уже имеют определенный опыт воспитания, социализации и обучения хоккеистов. Мы видим, что наша работа не проходит даром, и ребята успешно могут себя найти в будущей жизни – не только в хоккее, но и за его пределами. Могу сказать, что та программа и тот стиль работы, которые нам удалось сформировать за пять лет, дают хорошие результаты.
— Нас часто спрашивают, кто такой тьютор и что входит в его обязанности. Давайте объясним.
— Тьютор — это педагог, который знает, чем живет воспитанник команды, в каких-то областях это даже больше, чем учитель. Потому что нужно быть всесторонние развитым: наши юные хоккеисты могут задать любой вопрос: не только по предметам, но и за их рамками. Это те люди, которые следят, чтобы ребята были сытыми, опрятными, прививают им культуру поведения и помогают решать социально-бытовые вопросы, потому что взрослый хоккеист должен быть дисциплинированным как в быту, так и в раздевалке, и на льду.
Тьютор постоянно на связи с родителями, может что-то подсказать и посоветовать. Знает, как ребёнок учится, как он выполняет домашние задания, возит ему обед и ужин в больницу, если он заболел, сопровождает в травмпункт, если получил травму. Тьютор провожает и встречает ребят, когда они ездят на каникулы, порой всю ночь просиживая в аэропорту, переживает вместе с ними все сложные ситуации. Это работа 24/7. Не все, кто у нас работал, смогли выдержать. Но сейчас у нас стабильный коллектив единомышленников.
— Уже не первый год в Академии действует уникальная программа indoor-образования, но изначально ее не было. Как пришли к решению, что нам необходим именно такой формат?
— Мы начинали с двух спортивных классов: их обучали на базе школы №18. А сегодня у нас уже шесть спортивных классов на базе Академии. Indoor-образование — это проект, который позволяет синхронизировать учебную и тренировочную деятельность хоккеиста. Обучаясь в других образовательных учреждениях за пределами Хоккейной Академии «Авангард», ребята не всегда успевали за потоком информации. Из-за большого количества пропусков наверстать пропущенные темы самостоятельно не всегда удавалось, соответственно, появлялась педагогическая запущенность, отсутствие интереса, и ребёнок не достигал тех результатов, которых хотелось бы. Indoor-образование позволяет нам без ущерба встраивать учебный процесс в тренировочно-соревновательный. Это однозначно успешный проект, и прежде всего потому, что учителя понимают, какие требования ставит перед нашими ребятами хоккей. Нам удалось выстроить учебный процесс в тандеме с СОШ №18: вместе со школьными педагогами мы учим, воспитываем и даем ребятам возможность найти себя в будущей профессии. Педагоги, которые работают в Академии, — это неравнодушные люди. Они могут 24/7 найти силы и способ подать спортсменам свой предмет — быстро, кратко, понятным языком, чтобы они успешно сдали итоговую аттестацию. К тому же, мы можем корректировать учебную нагрузку, использовать каникулярное время, чтобы заполнить какие-то пробелы и наверстать упущенное. Поэтому indoor-образование и дало такой хороший результат: средний балл наших хоккеистов — 4,3, и он подтверждается итоговой аттестацией. Не каждая школа может похвастаться таким показателем. В 9-ом классе все стопроцентно сдают экзамены, в 11-ом — успешно сдают ЕГЭ, чего не было, когда мы только начинали работу. Наши ребята поступают в вузы Омска, Москвы, Санкт-Петербурга, в том числе в те, которые не связаны с физкультурой и спортом.
Наши воспитанники обладают разными характерами, разными возможностями как на льду, так и вне льда. Не все могут быть стопроцентно успешными хоккеистами, мы это тоже с ребятами вместе понимаем. И, конечно, большую пользу приносят наши программы дополнительного образования, которые помогают поработать над коммуникацией, сформировать лидерские навыки, а их можно применять и в команде, и в учёбе, и в организации каких-либо проектов.
— А как мы взаимодействуем с иногородними детьми, для которых подобный опыт — беспрецедентен, которые привыкли отодвигать учёбу на дальний план?
— Чем раньше ребенок попадает к нам, тем проще ему привыкнуть к тем условиям, к тем особенностям, которые присущи нашей Академии. Мы сразу беседуем с родителями, изучаем личное дело, проводим мониторинг и диагностику и видим определенную картину, моменты, на которые нужно обратить внимание. Дети приезжают разные, и для каждого мы выстраиваем индивидуальный образовательный маршрут: определяем, по каким предметам с ребенком нужно будет больше заниматься, какие темы подтянуть. Есть ребята, которым действительно сложно найти плюсы в учёбе, особенно, когда они приезжают к нам уже в 9-ом классе. Нужно сдавать экзамены, а он — как чистый лист. В таком случае мы помогаем выбрать область знаний, над которой ребёнок может потрудиться и это не вызовет у него полного неприятия. Подбираем действенные инструменты, используем специальный дидактический материал, который практически на пальцах объясняет основные понятия, используем молодежную субкультуру для того, чтобы подать предмет. Иногда приходится просить тренера подключиться, потому что его авторитет — очень высок. Получив тренерский совет, родительский совет, ребенок понимает, что вариантов нет — надо готовиться и сдавать экзамен. Лень остаётся за порогом, учеба открывает двери.
— Сейчас ребята учатся по триместрам, насколько эта система оптимальна и почему?
— Эта система нам была предложена школой №18, и мы её поддержали. Для нашего режима работы она наиболее приемлема: пять учебных недель чередуются с одной каникулярной. У нас много выездов, и каникулы, распределенные в течение года таким образом, позволяют ребятам закрыть все долги, подтянуть знания и подготовиться к экзаменам тем, кому это нужно. Но надо понимать, что каникулы у детей — только в учёбе, а в тренировочном процессе их нет. Если у всех новогодние каникулы — это полноценные 10 дней, то у наших ребят это в лучшем случае четыре полноценных дня. А у иногородних — и того меньше, у них время уйдет на дорогу, чтобы добраться домой и встретить праздник вместе с родителями, что уже большая радость.
— Развивать так называемые soft skills ребятам помогает действующая в Академии программа дополнительного образования, которую мы уже упомянули. Давайте поговорим о ней чуть подробнее. Сколько направлений в нее сейчас входит?
— Наша интегрированная модульная программа включает в себя курсы по шести направлениям программы дополнительного образования. Среди них и медиашкола, и финансовая грамотность, и профориентационный курс для ребят. Есть туристстко-краеведческое направление, художественно-эстетическое, в рамках которого проводятся литературный кружок, киноклуб, театральная суббота. Если говорить про интеллектуальный профиль, то здесь на первый план выходит подготовка к экзаменам, проводятся математические-практикумы, «Английский в раздевалке». Сейчас особое внимание мы уделяем техническому направлению, потому что физика и математика — это очень сложные предметы, которые нашим ребятам нужно помогать осваивать. С текущего сезона содействие в этом нам оказывают Кванториум школы №4, политехнический университет, где хорошие программы подготовки по физике, математике, химии. Может быть, поэтому в этом году наши ребята выбрали физику для сдачи экзамена. Также мы работаем с обществом «Знание», у нас проводятся лектории, цикл встреч с интересными людьми. Когда создавали медиацентр Академии, мы в рамках социального партнерства работали со школой телевидения телеканала «Продвижение». Еще мы сотрудничаем с омскими учреждениями дополнительного образования: это городской дворец творчества и центр творчества «Амурский». Вместе с городским дворцом творчества в прошлом году мы делали большой Новогодний бал, они помогли нам воплотить в жизнь эту грандиозную идею. А центр творчества «Амурский» работал с нами в период летних каникул, помогал проводить тренинги на коммуникацию и командообразование. Еще среди наших партнёров — кадетский корпус, классический университет и СибГУФК, местные предприятия. Так что любые возможности, которые дает город Омск, мы стараемся использовать. Мы пытаемся дать нашим воспитанникам возможность увидеть мир полноценно. К сожалению, социализация детей-хоккеистов, как и спортсменов в целом, не всегда настолько полноценна, как у обычных детей, потому что большую часть времени они проводят в конкретном коллективе с конкретным тренером в конкретном тренировочном процессе. Но у нас в Академии всё взаимосвязано, это единый организм, и педагогический состав учебно-воспитательного отдела в тандеме с тренерским штабом работают на всестороннее развитие наших воспитанников. Мы стремимся показать, какая жизнь существует за пределами Академии, начиная с культурных возможностей и заканчивая профориентацией: определить будущую стратегию для ребёнка, его дальнейший путь. Наши педагоги помогают родителям и ребятам составить пул вузов, где их успех в хоккее может стать дополнительным бонусом при поступлении.
— Кажется, что сделано уже очень многое, но есть и какие-то планы на будущее?
— В первую очередь, это формирование soft skills. Мы однозначно продолжим работать в этом направлении для того, чтобы наши выпускники были конкурентоспособны и успешно социализированы. Также мы планируем развивать техническое направление и вывести уровень знаний по математике и физике на порядок выше. Это как раз тот базис, который на данный момент требует особого внимания. Наша задача — помочь выпускникам Академии понять, чего они хотят добиться и как достичь поставленной цели, используя тот инструментарий, который они получили здесь. Ну и конечно же, мы будем делать всё, что в наших силах, чтобы наши ребята становились чемпионами во всех сферах жизни.
Пресс-служба ХК «Авангард»