12 февраля, 2020 | Среда
С точки зрения психологии: о тестировании спортсменов и пользе настольных игр

Не секрет, что любому спортсмену как во время тренировочного процесса, так и в период соревнований нужен правильный психологический и эмоциональный настрой. Для командных видов спорта не менее важна и атмосфера в коллективе. Наконец, имеет свою специфику детский возраст спортсмена. Поэтому в Хоккейной Академии «Авангард» работают не только тренеры и педагоги. Занятия по конфликтологии, тренинги командообразования, тестирование спортсменов и родительские собрания – вот лишь часть задач, которые выполняет спортивный психолог Академии Наталья Павлова. С ней мы и поговорили о некоторых аспектах работы с нашими воспитанниками и их родителями.

— Что представляет собой тестирование, которое проходят юные спортсмены? Для чего оно необходимо?

— Подготовка хоккеистов в Академии предполагает деление на возрастные группы, соответственно, для каждого возраста составлена и собственная программа тестирования. Например, в возрасте 5-7 лет мы проверяем скорость реакции и эмоциональную сферу ребёнка: насколько он готов к взаимодействию со взрослыми, какая у него самооценка – всё, что может помочь ребенку в освоении тренировочной программы. Соответственно, чем старше, тем больше тестов предлагается, тем они сложнее. Так, программа для детей 14-15 лет предполагает тестирование скоростных способностей и функций, которые обеспечивают память, внимание, мышление, восприятие. Спортсмен может быть сколько угодно скоростной, но, если он не читает площадку, если с мышлением все не очень хорошо, тогда будут проблемы. Есть сквозные тесты, которые спортсмен может пройти и в 5 лет, и в 20 лет – и оценить динамику.

— Что потом происходит с результатами тестов? Кому их передают?

— С результатами тестирования мы знакомим родителей и тренеров. С 12 лет ребята приходят на собрания вместе с родителями и тоже получают свои протоколы. Это момент целеполагания для ребенка: я вижу, чего мне не хватает, значит, мне нужно с этим поработать, нужно это подтянуть. И дети сами приходят на занятия с психологом. Самомотивация здесь очень важна: если ребенок выполняет какое-то упражнение на внимание, то ему понятно зачем и как это потом скажется. Кроме того, даже небольшой прогресс дает уверенность в собственных силах: спортсмен выходит на площадку и понимает, что он с этим работал. Результат будет другой.

— Помогаете ли вы детям определиться со своим будущим? Возможно, не все из них смогут или захотят связать жизнь с профессиональным спортом.

— Нынешние 9-классники проходили тесты по профориентации. Мы столкнулись с проблемой, что дети не знают, где продолжить обучение, что такое училище олимпийского резерва, что такое колледж профессиональных технологий. Конечно, первая сфера деятельности, которую они выбирают – это физическая культура и спорт. Но бывает, что у спортсмена есть предрасположенность и к другим сферам – например, к экономике или к медицине. И они не знают, что с этим делать. Это повод задуматься, ведь можно получить специализацию на стыке двух сфер: спортивных врачей почти нет, их очень мало, и это востребовано. Если ребёнок будет заниматься биологией понемногу, то в будущем, заканчивая карьеру, он может идти и получать соответствующее образование. В то же время многие ребята, в чем я вижу плюс, выбирают профессию тренера: несмотря на то, что взаимоотношения с собственными наставниками у них бывают разные, они все-таки идут в эту профессию.

— Недавно в Академии проходил вечер настольных игр, который Вы проводили с участием консультантов «Мосигры». В чем польза таких мероприятий?

— Настольные игры имеют несколько целей. Для начала – это, конечно, досуг детей. Очень важно, чтобы они могли переключиться на что-либо другое, помимо спорта, на то, что они обычно не делают. Так происходит важная эмоциональная перезагрузка. Вообще, спортсмены – это те люди, которые привыкли подавлять свои эмоции. Более того: в психологии есть понятие «алекситимия», оно свойственно спортсменам. Это понятие связано с тем, что человек испытывает эмоции, но не знает, как они называются. Поэтому какие-то образы, картинки очень помогают эту сферу раскрыть. Благодаря настольным играм ребята не только сами проявляют эмоции, но и учатся их распознавать, считывать друг у друга. Ведь им нужно понимать, что происходит с соперником во время игры в хоккей – например, нападающему важно отслеживать эмоции вратаря, чтобы качественно пробить буллит.

Также мы поставили перед собой цель, что эти игры должны быть и развивающими. Ребята играют в командах, при этом все участники в ней разного возраста. Освоить правило и объяснить другому – важный принцип передачи информации. Например, более старшие ребята могут помочь тем, кто помладше, но и наоборот тоже. Здесь, в Академии, такое взаимодействие ребятам необходимо.

Еще достаточно игр, связанных с познавательными функциями: память, внимание, мышление. Мы проводим диагностику и видим, что у ребёнка могут быть проблемы с вниманием. Игра, когда она эмоционально захватывает, как любая тренировка, как любая другая сфера, позволяет и удерживать внимание, и развивать мышление. Иногда детям не очень интересно сидеть на занятиях, а в игре мы можем, например, повторить таблицу умножения или познакомиться с флагами государств. В игровой форме они легче запоминают информацию.

Поделиться: